Сравнение образования в США и России


Культура любой страны начинается с образованности ее населения. Современная система образования на примере России и США имеет как сходную структуру, так и отличительные черты.

студенты выпускники

Еще в XX веке Америка одной из первых стран расширила массовый доступ к высшему образованию. И все же обучение в университетах оказалось далеко не всем по карману из-за своей дороговизны. Советский Союз, в свою очередь, сделал акцент на государственной поддержке перспективной молодежи, что также увеличило коэффициент образованности населения. В нынешнее время оба государства уделяют особое внимание системе образования детей.

Вернуться к оглавлению

Дошкольное образование в США и России

В нежном возрасте проще всего заложить интерес к обучению, тем самым обеспечив повышение последующего уровня развития. Ранние школы (ясли) для самых маленьких американских граждан трех–шести лет работают под покровительством разных колледжей или частных организаций. Малышей в игровой форме готовят к основам письма, чтения, счета. В пятилетнем возрасте детей постепенно переводят от игр к непосредственной учебе. Атмосфера дошкольных учреждений прекрасно стимулирует у малышей развитие творческого и умственного потенциала.

дошкольное образование сша

В России дошкольное образование входит в многоуровневую программу непрерывного обучения. Детские учреждения типа детского сада частично решают родительскую проблему занятости на работе. Основная задача детских садов — подготовить ребенка к школе. В зависимости от приоритета направления, детские сады делятся на разные категории. Среди них детские сады комбинированного типа, компенсирующего вида, с ясельными группами, сады с приоритетными направлениями (творческим, физическим, интеллектуальным, эстетическим) и центры развития ребенка.

дошкольное образование россия

Российское дошкольное образование обеспечивает развитие и уход за детьми от двух месяцев до семи лет.

Вернуться к оглавлению

Школьное образование в России

Динамика развития социума требует от образовательной функции подготовки ориентированных кадров. Если раньше школа воспринималась только как храм знаний, то сейчас ее задача развить в ребенке жажду к познанию и, что немаловажно, научить работать с информацией. Когда первая ступень пробуждения в ребенке интереса пройдена, начинается школьный период.

Вторая ступень лестницы знаний в России отведена средним школам, обеспечивающим общее образование. Сами заведения делятся на школы обычные, с углубленным изучением математики, английского, музыки и др., лицеи, гимназии.

российская школа

Общий курс в русских школах обеспечивает 11-летняя программа. Из них первые четыре года отводятся для начального образования, последующие пять лет проводятся на базе основного общего среднего образования. Эти суммарные 9 классов предусмотрены в Конституции РФ как обязательные для всех детей. Выпускникам девятых классов выдается «Аттестат об основном общем образовании» на основании отметок по начитанным дисциплинам и результатам экзаменов (математика, русский, остальные два на выбор). С полученным аттестатом выпускники могут пойти учиться в профессиональные училища, техникумы, колледжи.

Среднее специальное учебное заведение типа колледжа и техникума за два-три года готовит младших специалистов (техника, менеджера, юриста, бухгалтера и др.). После его окончания студент имеет право продолжить обучение в университете по сокращенной программе (при условии выбора своей специальности) или наравне с выпускниками 11 классов.

ученики училища

Ученики в училище

Последние два года старшей школы в основном отводятся на подготовку к поступлению в университеты. Для школьников старших классов вводятся новые дисциплины и дается более углубленный материал по уже пройденным предметам.

На сегодняшний день Министерство образования РФ пытается внедрить для старшеклассников заимствованную у Запада систему профильного образования. Это когда ученики самостоятельно выбирают направление углубленного изучения дисциплин, в зависимости от своих способностей.

Итогом 11-летней учебы выступает Единый государственный экзамен (ЕГЭ), на основании которого выдается «Аттестат о среднем образовании», открывающий дверь в университеты.

бланк егэ

Бланк сдачи Единого государственного экзамена

Оценивание качества знаний в России ведется по пятибалльной системе:

1-2 балла считаются неудовлетворительным уровнем.

3 балла — удовлетворительный средний уровень.

4 балла — выше среднего, или хорошо.

5 баллов — отлично усвоенный материал.

Иногда учителя добавляют знаки «+» и «−» после отметки, свидетельствующие о качестве ответа в большую или меньшую сторону. Правда, в перечне оценок аттестата данная приписка не учитывается.

Вернуться к оглавлению

Новшества

1 января 2015 года вступил в действие приказ Министерства образования и науки РФ о введении в программу обучения электронной версии школьных учебников. При этом структура электронного формата должна соответствовать печатной версии и дополнять ее мультимедийными свойствами. Эти новшества позволят ученику повысить восприятие материала за счет подключения зрительного контакта и органа слуха.

электронные учебники в школе

Электронные учебники

Вернуться к оглавлению

Школьное образование в США

Отличительная черта образования в США — отсутствие единой государственной системы. Политика каждого штата — в самостоятельном выборе программы обучения. Общественные школы относятся к школьным округам, рассредоточенным по территории страны. В свою очередь, школьными округами руководят школьные комитеты и попечительский совет в лице учителей родителей и администрации школ. Всего в США насчитывается 14 тыс. школьных округов, финансированием которых в основном занимаются местные власти.

школа в сша

Американские школьники

Среднее образование в США осуществляется на бесплатной основе и является обязательным. А также существует ряд платных частные школ с более высоким уровнем образования и специализированные школы для одаренных детей. Некоторые родители по ряду причин предпочитают нанимать учителей для домашнего образования. В таком случае штат может потребовать поддерживать соответствующий уровень образования у ребенка.

В целом возрастная группа школьников Америки совпадает с нашими детьми: с 6 лет первоклашки впервые садятся за парты, где они проводят все 12 лет обучения в школе.

Первый этап, ожидающий учеников 6–12 лет, — это начальная школа (elementary school). Ее задача — дать базу по разного рода предметам, таким как арифметика, чтение, музыка, письмо, история и т. д. Интересно, что нагрузка по дисциплинам напрямую зависит от степени IQ ребенка. Его определяют в начале учебного года, причем структура теста никак не зависит от уровня развития или подготовки ребенка. Эта процедура нацелена на выявление его способностей и по результатам теста формируются три разные группы:

«А» — одаренные дети.

«В» — нормальные дети.

«С» — дети с низким уровнем способностей.

Такой подход к обучению помогает избежать «усредненности» учеников в классе, когда слабые учащиеся не дотягивают до нормы, а сильные недополучают нагрузку.

С седьмого класса начинается новый этап средней школы, которая, в свою очередь, делится на Junior High School и Senior High School. Первый период распространяется на 7–9 класс, и уже тогда вводится практика выбора некоторых предметов по усмотрению ученика. Главную же программу обучения все еще занимают основные дисциплины.

средняя школа сша

Последние два года высшей средней школы готовят учеников для поступления в колледжи, поэтому учебная программа корректируется под академическую и практическую среду. Обязательные предметы сокращаются до пяти дисциплин, а остальной набор программ ученик выбирает сам, ориентируясь на профиль выбранного вуза.

Американская система обучения рассматривает среднюю школу как начало будущей карьеры человека. Поэтому уже с 9 класса школа делится на «академическую», «профессиональную» и «многопрофильную». Наиболее способные ученики занимаются по специальным «университетским курсам», по окончании которых выдается небольшой бонус при поступлении в вузы — рекомендательное письмо.

Определиться с направлением своего курса помогает специальный тест (IQ) в начале 9 класса. Так, при результате ниже 90 баллов рекомендуется выбрать профессиональный практический курс, где большинство занятий проводится в мастерских или в гараже. А показатель выше 130 прогнозирует успешное поступление в вуз, к чему и готовит «академический профиль».

Система оценивания уровня знаний в разных штатах выглядит по-разному. Самый распространенный вид — с буквенными обозначениями:

А (93–100) — высокий уровень.

В (85–92) — выше среднего.

С (75–84) — средний.

D (65–74) — минимальный.

F (0–64) — неудовлетворительный.

Современная система американского оценивания появилась в 1897 году в штате Массачусетс. Изначально последней буквой значилась Е, но уже в период Второй мировой войны укоренилась буква F (от слова fail).

Внутренний классный срез знаний проводится каждую неделю. Дважды в семестр сдается итоговый тест. Ежегодно ученики подвергаются проверке на определение умственных способностей.

прохождение теста

Школьники сдают тест

После 12-летнего обучения юноши и девушки получают диплом о среднем образовании, который, кстати, не всегда по среднему баллу проходит. Главное, на что обращают внимание в приемной комиссии, — это качество выбранных академических курсов, и чем они сложнее, тем лучше для абитуриента.

Вернуться к оглавлению

Высшее образование в России и США

Высшая школа России представлена рядом университетов, академий, консерваторий, институтов и профессиональных высших школ. Эти заведения рассчитаны на многоуровневую систему, благодаря чему каждая ступень обучения выпускает специалистов разной квалификации.

  • На первой ступени 2-годичной учебы присваивается неполное высшее образование.
  • Вторая ступень в четыре года дает базовое высшее образование (бакалавра).
  • Третья ступень разделяется на 5-летнюю программу подготовки специалиста, и 6-летний курс для магистра.
  • Завершающий этап учебы — подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре, ординатуре и ассистентуре-стажировке.

Преимущество американской программы высших заведений, безусловно, подкрепляется динамичностью развития в ногу с технологическими и социальными открытиями. Этот фактор заметно облегчает рутинные вопросы в жизни студентов и преподавателей, тем самым экономя их время.

Процедура поступления в высшие школы США имеет довольно своеобразную специфику. Одни вузы зачисляют абитуриентов по результатам экзамена SAT и дипломным оценкам, другие ориентируются на личные достижения ученика. Позитивным моментом для выпускника есть тот, что документы во многих вузах подаются только на само поступление. И уже после зачисления студенту разрешается выбрать свой факультет.

Обычно первые два года высшей школы посвящены общеобразовательным дисциплинам. На каждый предмет выдается определенное число кредитов, и университеты устанавливают их минимальное количество. Такой подход позволяет американскому студенту самостоятельно выбрать специализированные предметы и составить свой индивидуальный график.

При проведении параллели между образованием двух держав складывается такая картина:

  1. Нагрузка на студента в российских вузах существенно выше, чем в американских колледжах.
  2. Предлагаемые дисциплины в российских вузах являются обязательными для всех студентов. Американские колледжи предоставляют свободу выбора по специализированным предметам. В некоторых случаях разрешается выбирать преподавателей и время проведения занятий.
  3. На выходе российского университета получаются специалисты широкого профиля, тогда как их западные коллеги получают более углубленные знания в узкой специализации.
  4. Отличие американского образования от российского, с точки зрения студента, заключается в активном поощрении самостоятельной работы вместо банальной выдачи теоретических знаний. Студентами принято во время занятия вступать в активный диалог с преподавателем, тогда как лекции в России больше проходят как запись конспекта под диктовку.
  5. Российские технические специалисты занимают лидирующие позиции в сравнении с выпускниками колледжей США данной области. Чего не скажешь о юридическом образовании, уровень которого значительно выше в американских высших школах.

колумбийский университет

Немаловажным фактором высокого рейтинга вузов США служит заинтересованность частных компаний в финансировании исследовательских институтов. Такое положение существенно влияет на уровень преподавателей университета и их стремление лично заняться научно-исследовательской работой. В России же исследовательская деятельность проводится только в НИИ за государственный счет.

Автор:
usapetr
usared
( среднее: 5,00 из 5)
ОТЗЫВЫ, КОММЕНТАРИИ И ОБСУЖДЕНИЕ:

Ваш e-mail не будет опубликован.