Плотина Гувера

фото плотины гувера


Гордостью американских инженеров признано возведение плотины Гувера. Это несомненный эталон масштабного строительства, заявленный на весь мир как восьмое чудо света.

плотина гувера

Плотина Гувера представляет собой гигантское бетонное сооружение, которое выполняет сразу четыре функции:

  1. Предотвращение участившихся наводнений вследствие выхода бурной реки Колорадо из берегов.
  2. Снабжение крупных близстоящих городов водой (Лос-Анджелеса, Лас-Вегаса).
  3. Подвод воды для орошения полей на засушливых участках.
  4. Создание экологически чистого источника электроэнергии с помощью возведенных гидроресурсов.
Вернуться к оглавлению

С чего все началось

В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо — плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес — 6,6 млн тонн. В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера, чей указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.

фото строительства плотины

Постройка туннеля, отводящего основной поток реки

Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв. После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.

Окончательное расположение плотины Гувера определило наличие пяти факторов:

  1. Геологическое строение каньона.
  2. Глубина основания скальной породы на дне реки.
  3. Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
  4. Близкое расположение густонаселенных районов.
  5. Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.
Читайте также
Достопримечательности Лас-Вегаса

Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.

постройка плотины

Процесс стройки дамбы

К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.

Вернуться к оглавлению

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

На дне озера водолазы обнаружили бомбардировщик В-29, потерпевший крушение в 1948 году. То, что от него осталось, до сих пор лежит в мутных водах Мид.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м). На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км2. Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

плотина гувера сверху

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы. Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других — горное (со стороны Аризоны).

Читайте также
Достопримечательности Лас-Вегаса

ГЭС работает с 17 генераторами мощностью в два млн кВт. Этого ресурса достаточно, чтобы обеспечить 1,7 млн домов бесперебойной электроэнергией. По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

насосы гэс плотины

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Вернуться к оглавлению

Трудности возведения дамбы

Во времена Великой депрессии выделение государственных средств на строительство плотины Гувера позволило тысячам безработных получить долгожданную работу. Чтобы обеспечить более пяти тысяч человек жильем, строительные компании приступили к постройке небольшого поселка в штате Невада.

Новоиспеченный Боулдер-Сити позднее стал единственным городком, где сохранился запрет на азартные игры со времен строительства.

строители плотины

Большой наплыв рабочих для постройки дамбы

Но времени, выделенного на возведение плотины, не хватало на своевременную сдачу поселка, и люди продолжали работать и жить в полевых условиях. По официальным источникам, последствия тяжелого труда привели к смерти 96 рабочих. Часть людей стала инвалидами, а некоторые получили тяжелые заболевания от избытка угарного газа при работе в тоннелях.

Лето 1931 года выдалось одним из самых жарких. Температура воздуха доходила до 49 С, тогда как внутри тоннелей раскалялась до смертельно опасных 60 С.

Рабочие должны были пробить четыре водовода в монолитной скале, по два на каждой стороне реки. По задумке они использовались для перенаправления вод Колорадо от места строительства. 9 февраля 1935 года тоннели были закрыты, и плотина Гувера заработала! Поныне водосброс осуществляется посредством этих тоннелей, что повышает безопасность строения дамбы.

Одной из самых больших сложностей при строительстве плотины являлся поиск источника цемента такого объема. Для этих целей на месте стройки были сооружены два завода по производству бетона. А для транспортировки оборудования к месту работ пришлось проложить 50 км железнодорожных путей.

Следующей задачей ведущих инженеров становилось воспроизведение бетонного монолита. Обычная заливка тела плотины была недопустима. Химические реакции внутри такого количества бетона могли привести к повышению температуры материала, из-за чего появлялись бы трещины и разломы. Избежать подобного явления помогла сеть соединяющихся форм 1,5 м высотой каждая. Сверху конструкция напоминала огромный пазл. Дополнительно каждый блок пронизывала сеть труб с постоянно циркулирующей холодной водой. Это позволяло ускорять процесс остывания бетона.

Если верить расчетам технологов, затвердевание бетона продолжается и по сей день, что делает плотину Гувера с каждым годом крепче.

Вернуться к оглавлению
Читайте также
Достопримечательности Лас-Вегаса

Транспортная функция плотины

Ежедневно через плотину проезжает от 13 до 16 тыс. человек. На шоссе № 93 движение производится по одной полосе, что ограничивает количество автомобилей. Проезжая извилистый серпантин на спуске, нужно быть крайне внимательным, так как встречаются крутые повороты с плохим обзором и узкие места.

дорога на плотине

Для увеличения пропускной способности в 2010 году открылся арочный мост напрямую через ущелье. Сооружение уже нанесено на карте местности и находится в 500 метрах от плотины. Оно названо в честь Майкла О´Каллагана (заслуженного губернатора Невады) и Пэта Тельмана (знаменитого игрока американского футбола из Аризоны). Главное предназначение моста — отвод основного количества автомобилей от шоссе № 93 из-за случая террористического акта в 2001 году. На мосту расположены по две автомобильные дороги в обе стороны движения.

Вернуться к оглавлению

Туристическая памятка

Каждый год плотина Гувера привлекает миллионы зрителей со всего мира. Ее создатели предвидели величие своего детища и продумали памятки для туристов. Ни одна другая плотина не может похвастаться таким количеством украшений. Уникальность конструкции подчеркивается целостностью стиля ар-деко, в котором выполнено сооружение. В 1928 году это место было включено в Национальный регистр исторических мест Америки.

туристы на плотине гувера

Всего на строительство плотины потрачено более 125 млн $, что в переводе на деньги нашего времени составляет 1,7 млрд $.

Упоминание о плотине Гувера часто фигурирует в американских фильмах («Трансформеры», «Универсальный солдат», «Битва за Сан-Андреас») и играх («Том Клэнсис», «Цивилизация»).

Автор:
( среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий